Методы и приемы работы над
лексическим строем речи детей дошкольного возраста
Основные приемы обогащения и уточнения словаря
показ с
называнием
многократное
повторение нового слова или фраз
объяснение
назначения предметов
использование
взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами
Методика формирование
словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи1.
Обще дидактические принципы позволяют определять ключевые моменты педагогического воздействия на процесс формирования словаря:
1. Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
I.2. Формирование словаря неразрывно связано с развитием речи в целом.
I.3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и определенной последовательности.
I.4.Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей.
Предлагаемая нами система работы над новым словом включала три этапа:
I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц:
а) знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуаций, вызов коммуникативной интенции;
б) уточнение произношения слова.
II этап. Уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений:
а) использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор;
б) речевые упражнения, загадки;
в) создание
лексико-семантических объединений слов,
разнообразие этих связей (тематические, видородовые, синонимические, антонимические, отношений целого и части, родственные слова);
г) усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.
III этап. Активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование:
а) диалоги, подготовка к связным высказываниям;
б) рассказывание, пересказ, драматизации.
Реализация
предложенной системы работы предполагает
использование для этого индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий. Словарную работу совместно с
воспитателями мы проводили не только на занятиях, но и во внеурочное время, в процессе игровой, трудовой,
творческой и бытовой деятельности дошкольников. Планируя речевую
коррекционную работу в конкретной группе, мы приблизительно определяли уровень
знаний и представлений детей об окружающем,
пробелы в словаре каждого ребенка.
Знание индивидуальных возможностей каждого и группы в целом позволяли
нам наметить первоочередные темы для отработки,
подобрать соответствующий лексический
материал.
1Волосец Т.В.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных
исследований В. Секачева - М. 2002