Методы и приемы работы над лексическим строем речи детей дошкольного возраста

Основные приемы обогащения и уточнения словаря

*      показ с называнием

*      многократное повторение нового слова или фраз

*      объяснение назначения предметов

*      использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами

 

Методика формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи1.

 

Обще дидактические принципы позволяют определять ключевые моменты педагогического воздействия на процесс формирования словаря:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

I.2. Формирование словаря неразрывно связано с развитием речи в целом.

I.3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и определенной последовательности.

I.4.Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей.

Предлагаемая нами система работы над новым словом включала три этапа:

I  этап. Представление и первичная реализация лексических единиц:

а)           знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуаций, вызов коммуникативной интенции;

б)           уточнение произношения слова.

II этап. Уточнение и расширение лексического значе­ния слова в процессе выполнения упражнений:

а)           использование функционально-семантических гра­фических схем в качестве речевых опор;

б)           речевые упражнения, загадки;

в)           создание лексико-семантических объединений слов,
разнообразие этих связей (тематические, видородовые, синонимические, антонимические, отношений целого и части, родственные слова);

г)            усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.

III            этап. Активизация слова в связной речи, самостоя­тельное его использование:

а)           диалоги, подготовка к связным высказываниям;

б) рассказывание, пересказ, драматизации.

Реализация предложенной системы работы предпола­гает использование для этого индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Словарную работу совместно с воспитателями мы проводили не только на занятиях, но и во внеурочное время, в процессе игровой, трудовой, твор­ческой и бытовой деятельности дошкольников. Планируя речевую коррекционную работу в конкретной группе, мы приблизительно определяли уровень знаний и представле­ний детей об окружающем, пробелы в словаре каждого ре­бенка. Знание индивидуальных возможностей каждого и группы в целом позволяли нам наметить первоочередные темы для отработки, подобрать соответствующий лексиче­ский материал.

 

1Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева - М. 2002 

 

logoped76@mail.ru.

 

Оглавление

 

 

Сайт управляется системой uCoz