Логопед 76

 

Диагностика сформированности лексического строя речи (словаря) у детей  старшего дошкольного возраста

Нами проводилось исследование сформированности лексики у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 20 детей с ОНР посещающих старшую группу детского сада для детей с нарушениями речи, и 20 детей с нормальным речевым развитием этого же возраста в качестве контрольной группы (КГ). Констатирующий эксперимент проводился на базе центра развития детей муниципального детского сада № 165,  горо­да Оренбурга. В состав основной группы (ОГ) дети 6 лет, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической консультации) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, третий уровень речевого недоразви­тия (по классификации Р. Е. Левиной).

Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи, Волковой Г.А. [1,2], которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики.  Упражнений для теста мы взяли в количестве 11 шт. они направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

Методика выявления уровня сформированости лексики у детей дошкольного возраста.

1 блок

Цель: Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями

Инструкция для ребенка: для детей 6 лет: детали мебели, транспорта, животных, посуды.

Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких жи­вотных (для подготовительной группы).

Инструкция для ребенка: Логопед расклады­вает перед ребенком изображения животных и их детены­шей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У мед­ведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козленок".

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением

(для подготовительной группы).

Инструкция для ребенка: Процедура та же: логопед назы­вает, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит                                    открывает — закрывает

подходит — отходит                                 стоит идет

длинный — короткий                                широкий — узкий

влетает — вылетает                                        большой — маленький

                                       высокий — низкий

Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

2 блок

Цель: Исследование активного словаря

Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.

Инструкция для ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают руч­кой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Ре­жут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 5.  Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком со­стоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузне­чик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на ко­торых изображены соответствующие действия.

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ...                             закрывает — ...

встает — ...                              поднимается — ...

ползет — ...                             бежит — ...

улетает — ...                            ложится — ...

плачет — ...                                 кладет - …..

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 7. Состояние номинативного словаря.

 Инструкция для ребенка: Назвать пред­метные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны);  животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец);  фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). 

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 8. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называ­ется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называ­ется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, кото­рый лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, ко­торым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят филь­мы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться де­ти?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 9. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 10 Состояние атрибутивного словаря

Инструкция для ребенка: Подобрать оп­ределения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря

  Подобрать антонимы к следующим словам: хо­лодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

 

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки  — это 0, 1, 2 балла: 

2 балла - правильное выполнение,

1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит,

0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

 

1.      Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.

2.      Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002 

logoped76@mail.ru.

 

Оглавление

 

 

Сайт управляется системой uCoz